Я снимаю квартиру эконом-класса: мебель далеко не новая, сантехника периодически ломается, а недавно...
Ответ
При возникновении неполадок в снятой квартире нужно определить, по какой причине они появились, - от этого зависит распределение расходов на ремонт и прочих сопутствующих трат.
Если поломка стала последствием скрытых дефектов, в том числе разрушительных процессов, которые уже имели место на момент сдачи квартиры внаем, то наниматель может отстаивать свои права на основании ст. 612 Гражданского кодекса РФ.
Согласно ей, арендодатель (хозяин жилья) отвечает за недостатки сданного в аренду имущества (в нашем случае - квартиры, оборудования, интерьера и т. д.), полностью или частично препятствующие пользованию этим имуществом, даже если во время заключения договора аренды он не знал о таких дефектах.
Арендатор (наниматель) при обнаружении недостатков вправе по своему выбору потребовать от арендодателя (собственника жилья) безвозмездного устранения дефектов, либо возмещения своих расходов на ремонт, либо непосредственно удержать сумму понесенных расходов из арендной платы, предварительно уведомив об этом арендодателя.
Если причиной поломки стали умышленные или небрежные действия нанимателя либо его посетителей (гостей, родственников и т. п.), то это расценивается как порча имущества, за которую несет ответственность квартиросъемщик. То есть ремонт и материалы для него обязан за свой счет оплачивать постоялец.
Если имущество выходит из строя в результате естественного износа и требуется обычный текущий ремонт, то по закону он возлагается на квартиросъемщика, если иное не предусмотрено договором (ст. 681 ГК РФ). На практике собственник квартиры и наниматель, как правило, оговаривают, что нормальное состояние квартиры и обстановки (сантехника, мебель и т. п.) поддерживает наймодатель (хозяин). Соответственно расходы нанимателя на вызов сантехника, слесаря и т. д. вычитаются из платы за наем.