https://www.rentalhome.ru/
28 февраля 2022 г.
5657

Снять квартиру с депозитом: как его оформить и кому он выгоден

Снять квартиру с депозитом – это не внести залог и не оплатить последний месяца аренды. Другие названия у него действительно есть: например, обеспечительный платеж, гарантийный депозит. Но важно понимать, что отличия депозита от залога и предоплаты весомые, а непонимание этой разницы может привести к конфликтам в завершении договора аренды.

Снять квартиру с депозитом: как его оформить и кому он выгоден

Что такое страховой депозит и для чего он нужен?

Прежде всего, страховой депозит – это не залог и не оплата последнего месяца аренды, вопреки расхожему мнению. Другие названия у него действительно есть: например, обеспечительный платеж, гарантийный депозит. Но важно понимать, что отличия от залога и предоплаты весомые, а непонимание этой разницы может привести к конфликтам в завершении договора аренды.

Суть страхового депозита в том, что арендатор передает собственнику сумму, оговоренную обеими сторонами (часто она равна плате за месяц проживания, отсюда и путаница). Эта сумма откладывается на случай, если квартире или имуществу, находящемуся в ней, будет причинён ущерб.

Страховой депозит – это некая возвратная сумма, которая  не может быть использована в качестве оплаты последнего месяца и никак не связана с залогом при аренде. Страховой депозит – это определенный взнос, равный одной арендной ставке, который гарантирует собственнику, что он не останется "в минусе", даже если квартиранты сломают стол, стул или прикончат микроволновку. Рассмотрим пример.


Срок договора аренды истёк, квартиранты расплатились за последний месяц, проведённый в квартире, и уже пакуют чемоданы. Здесь и всплывает тот самый "депозит". Собственник осматривает квартиру, уточняет у арендаторов всё ли в порядке с мебелью, техникой, счетами. В этот же момент он оценивает величину ущерба, возможного ремонта и другие возможные вложения, которые придется использовать, чтобы привести квартиру в первоначальный вид. За вычетом этих затрат собственник должен вернуть депозит квартирантам. Если же претензий нет и никакого ущерба тоже, то квартирантам возвращается полная сумма страхового депозита. Таким образом, главная задача депозита - это защита интересов владельца квартиры и его спокойствие.

Некоторые эксперты сходятся во мнении, что более правильно называть депозит обеспечительным платежом. Его смысл заложен в самом названии - этот платёж "обеспечивает" или "гарантирует", что наниматели будут аккуратными с квартирой, мебелью и так далее. Если же нет - хозяин спокоен, у него есть "подушка безопасности", в виде суммы, чаще всего равной одному месячному платежу за аренду.

В чем разница между залогом и страховым депозитом?

Залогом или задатком изначально называют сумму, которую потенциальный арендатор вносит, чтобы квартира "не ушла". Этой денежной суммой он как бы "бронирует" жилье,  подтверждает свое намерение в ближайшее время снять его. Однако, в этом понимании термин "залог" при аренде квартир сегодня используется крайне редко. Если вы видите в объявлении формулировку "залог - один месяц", знайте - речь, скорее всего, идет именно о страховом депозите. 

Залог берут в момент заключения договора найма и, как правило, он равен месячной стоимости аренды. Важно: страховой депозит никогда не принимается в счет оплаты за последний месяц проживания, это не оплата, это "несгораемая сумма", на случай нанесения ущерба имуществу. Обобщая заключим: "залог" и "страховой депозит" - это одно и тоже, но только если речь идет об обеспечительном платеже. 

Страховой депозит может быть использован только для покрытия ущерба при съезде арендатора?

Страховой депозит и предоплата последнего месяца – абсолютно разные вещи. Но, если это указано в договоре, депозит может пойти в счет оплаты последнего месяца проживания. Однако, собственники квартир не всегда охотно идут по этому пути. Ведь получается, что последний месяц, который арендаторы проводят в квартире, материально не обеспечен. В случае, если именно в этот период квартиранты сломают шкаф, ремонтировать его будет хозяин за свои деньги. Но если арендаторы весь год, а может и больше, вели себя тихо и мирно, вряд-ли они захотят крушить всё вокруг себя напоследок.

Можно ли сэкономить на страховом депозите?

Снять квартиру с депозитом

Обойтись вообще без обеспечительного платежа здравомыслящему собственнику невыгодно, так как он защищает имущество от повреждений. Исключением, где обязательный депозит не требуют, может быть разве что комната, которую хозяева сдают и сами живут в этой же квартире. Почему они идут на этот риск? Да потому, что они сами в любой момент могут проследить за состоянием имущества и своевременной оплатой "коммуналки". Еще одно исключение из правила - это "убитая" квартира. В остальном же, депозит просят в 99% случаев.

Депозит оформляется при заключении договора аренды. Хозяин составляет акт приема-передачи имущества, в котором перечисляет всё: мебель, сантехнику, бытовую технику и так далее. В этом же акте фиксируют состояние имущества и возможные дефекты (трещины, сколы) . Можно  даже сфотографировать квартиру и передать по комплекту фотографий каждой стороне. В случае, если договор заключается через агентство, это, скорее всего, входит в стандартный пакет). Потенциальному арендатору имеет смысл на этом этапе спросить про возможные долги по коммунальным счетам и другим платежам, чтобы избежать неприятных ситуаций в будущем.

Что касается экономии, залог часто разбивают на несколько частей и отдают всю сумму в течение 2-3 месяцев. Срок и порядок внесения этого платежа указывают в договоре: когда вносить, в каких долях, в какие сроки. При желании в договор можно включить пункт: " с письменного согласия хозяина депозит может быть использован для оплаты последнего месяца". Основанием для возврата депозита будет считаться акт приема-передачи имущества, подписанный обеими сторонами. Если залог вносится частями, можно оформить принятие денежных средств распиской с указанием суммы, даты внесения части залога и подписью с расшифровкой.

4
28 февраля 2022 г.
5657