https://www.rentalhome.ru/
28 февраля 2020 г.
716

Рынок аренды: не верь, не бойся, не проси

Снять квартиру в Москве тяжело: дорого, хлопотно и небезопасно. Нельзя сказать, чтобы городские власти не пытались контролировать частный наем — эту своеобразную сферу рынка недвижимости. Но властям интересна преимущественно заключительная фаза процесса — регистрация договора аренды с уплатой соответствующего налога. В остальном нанимателю предоставлена полная свобода в общении с откровенными мошенниками и жуликоватыми владельцами жилья.

Снять квартиру в Москве тяжело: дорого, хлопотно и небезопасно. Нельзя сказать, чтобы городские власти не пытались контролировать частный наем — эту своеобразную сферу рынка недвижимости. Но властям интересна преимущественно заключительная фаза процесса — регистрация договора аренды с уплатой соответствующего налога. В остальном нанимателю предоставлена полная свобода в общении с откровенными мошенниками и жуликоватыми владельцами жилья.

Если сравнивать с остальными сферами рынка недвижимости — куплей-продажей вторичного или первичного жилья, то рынок найма уютно засиделся в старых добрых 1990-х. И вытягивают его оттуда вовсе не городские власти, а потерпевшие и риэлторы, которым небезразлична собственная репутация.

Плюшка московская

Вышел утром в булочную. Продавщица подала нарезной батон и московскую плюшку, приняла сторублевую купюру, положила в ячейку кассы и мило улыбнулась:
— Что еще?
— А сдачу?
— Сдачу? Какую еще сдачу? Паша, проводи.
И проводили. Встал, отряхнулся и подался в управу. Так, мол, и так: на вашей территории, ваши арендаторы. А там смеются: «Взрослый человек, а ведете себя как ребенок! Во-первых, нужно обращаться в солидные булочные, зарекомендовавшие себя многолетней работой на рынке. Бесплатный сыр, как известно, бывает только в мышеловке. Во-вторых, в нормальной булочной на стене кабинета директора висят все реквизиты и копия лицензии на торговлю продуктами питания. Какой у них номер лицензии? Не знаете? То-то же! В-третьих, нужно внимательно изучать договор — кассовый чек. Какие у вас претензии к чеку?»

Скажете, бред? За две ночи прочитал на разных интернет-сайтах не менее полутора тысяч историй тех, кто в поисках съемной квартиры нарвался на так называемые «информационные агентства». Мошенников, которые ничего не имеют против слова «агентство», но отбрасывают в своих названиях слово «информационное» и добавляют слово «недвижимости».

Юлия С. обратилась в одно из них. Ей тут же нашли подходящую квартиру, предложив подписать договор и заплатить 4 тыс. руб. за услугу и еще 100 руб. за бланки договоров («Чеки не дают, говорят, что автомат сломан»). Дальнейшее понятно: данные о квартирах (адреса и телефоны), которые предоставляли девушке, оказывались ложными или устаревшими. Наконец, она заметила, что «к договору не подкопаешься — обязуются лишь предоставлять варианты квартир, а за правильность данных ответственности не несут». Юлия отправилась в агентство, где ей доходчиво объяснили смысл литературного термина «оксюморон» (сочетание несовместимого: «медленно поспешая», «светлая грусть» и т. п.): «На вопрос о возврате денег меня обложили матом, обвинили во фригидности и сказали, чтобы я, проститутка, пошла вон. Не связывайтесь с ними».

А ведь для того, чтобы называть себя агентством недвижимости, даже лицензия не нужна (в отличие от булочной).

Нет предела совершенству

«Лохотрон!», «Кидалово!», «Воры!», «Мошенники!» — это самые приличные эпитеты для упомянутых агентств. Обманутых клиентов душит обида, они злоупотребляют восклицательными знаками. «Люди! Будьте бдительны!» — многие цитируют слова героя-антифашиста, не подозревая, что их «случай» почти в точности повторяется в топике десятки и сотни раз.

Сообщение Юлии С. помечено концом августа этого года, но ее обидчики выглядят динозаврами из 2004-го. «Информационщики» чутко реагируют на критику. Наши предложения подозрительно дешевы? Подтягиваем цены ближе к рыночным: при таком спросе клиенты все равно валят косяком. Серьезные агентства не суют листок с телефонами, а напрямую сводят клиента с наймодателем? Отлично! Даем клиенту поговорить по телефону с владельцем квартиры и лично договориться о встрече. Честные агентства предоставляют выездного агента, а «информационщики» по три раза назначают встречу и «динамят»? Без вопросов! Наш агент везет вас по выбранному адресу к радушному хозяину.

Все советуют вам платить только «по факту»? Естественно! Агент не просто передает вас хозяйке с рук на руки, а даже помогает немного «подвинуть» цену. Он получает только свои копеечные комиссионные, деньги хозяйке вы отдадите завтра по факту вселения (тогда же она передаст вам договор, вот только сегодня съездит к сыну за паспортом). Агент даже предупредит вас: «Я печать поставил, но вы посмотрите, чтобы паспортные данные были правильно записаны. Лучше запишите сами, дама пожилая». А если завтра вас ждет закрытая железная дверь и записка: «Срочно уехала к заболевшей внучке в Кукушкино», то какие претензии к агентству? Читайте договор.

Впрочем, хамство, как и талант, не зароешь. Настырных «лохов» оскорбляют и даже бьют. Те сопротивляются, как могут. В свое время все ленты облетела новость о клиенте, который пришел в агентство с коробкой торта, но ее содержимое, которым он залепил в лицо директору, было отнюдь не тортом.

Чаще пострадавшие от какого-либо агентства ищут друг друга или зовут друзей на помощь, устраивают «пикеты» и объясняют ситуацию потенциальным клиентам. В случае «силового контакта» с охраной вызывают милицию. Вместо наряда обычно появляется участковый и, переговорив с директором агентства тет-а-тет, приглашает пострадавших за расчетом. Встречаются на форумах и угрозы неизбежной кары.

Агентства с ласковыми именами

Справедливость восторжествовала, и группа граждан отбила свои кровные. Что дальше? Да ничего. Напишут они на нескольких интернет-форумах что-то вроде: «Ахтунг! Агентство «Мустанг-консалтинг» — лохотронщики! Адрес: ул. Недотыкина, 13, в подвале. Агент Александр Алексеевич. Контактный телефон: 012–34–56». Они будут уверены, что поставили на лоб мошеннику пожизненное клеймо. Но через пару месяцев в подвале на Перетыкина, 31, появится кристально чистое агентство «Хризантема-диалог», в котором будет работать все тот же Алексей Александрович.

Единственная надежда на то, что в подавляющем большинстве случаев лохотронщики засвечивают свое настоящее имя и паспортные данные. Кое-где в подземных переходах продаются базы данных, позволяющие определить имя и адрес владельца мобильного телефона по номеру. Но мы ни в коем случае не рекомендуем применять этот метод идентификации, поскольку он противозаконен.

Особенно ценны сообщения тех агентств недвижимости (настоящих), которые не боятся выносить сор из избы и помещают подробные сведения об уличенных в мошенничестве сотрудниках. Но заявлять, что даже в солидной компании есть риск нарваться на нечистоплотного агента, который исчезнет с вашими деньгами, несправедливо: настоящее агентство недвижимости исправляет свои ошибки.

Да, обращение в известную фирму по определению гарантирует от контакта с «информационщиками». Но много ли надежных агентств известно москвичу? А иногороднему? К тому же фирмочки обычно эксплуатируют не хризантему и не мустанга, а корни, узнаваемые до затертости: «пром», «строй», «бизнес», «инвест» и т. п. А наряду с очень известной компанией, зарегистрированной как ЗАО, в Москве некоторое время действовало «информагентство» с тем же названием, но ООО.

К сожалению, три–четыре солидные компании на рынке аренды — практически монополизм, явление неприятное и опасное для рынка. Факторы, которые ведут к этому, следует устранять, а не поддерживать.

Когда агент встречает агента

Впрочем, даже «15 лет компании на рынке» не спасут ее клиента от причуд наймодателя. Компания обеспечит справки, подтверждающие психическое здоровье и отсутствие наркозависимости у владельца квартиры, но они не всегда могут (да и хотят) объяснять ему, что квартирант — это собственник на правах аренды.

Наймодатель не имеет права вламываться в квартиру, когда ему вздумается. И этот вопрос (вплоть до смены замка и хранения опечатанного запасного ключа у председателя ТСЖ или другого лица) вам придется решать самостоятельно. Часто хамство арендодателя и бегство квартиранта — это усложненный вариант все того же лохотрона. Но и солидные компании в таких случаях зачастую беспомощны и не спешат выручать своего бывшего клиента.

Кроме того, значительная часть объявлений об аренде в газетах принадлежит не хозяевам (зачем им напрягаться, если услугу оплачивает съемщик?), не лохотронщикам и не крупным агентствам, а агентствам небольшим, но вполне приличным. Проблема в том, что, когда встречаются два агента, им приходится урегулировать вопрос гонорара. Каким-то образом получается, что за все платит арендатор. Вам это надо? Поэтому есть смысл самому заняться поиском и обзвонить с утра объявления из свежей газеты. Опыт общения с хозяевами и риэлторами, которые выдают себя за таковых, в любом случае не повредит.

Если память на цифры слабовата, записывайте телефоны в простенькой таблице (лучше по последней цифре), хотя бы с указанием станции метро. Решите заранее, годятся ли для вас такие объявления: «цена по договоренности», «кв. пустая на длит. срок», «для одинокой девушки/женщины, камин, двуспальная кровать, биде» или те же камин и биде, но «строго для граждан РФ». Примите также за истину, что найти квартиру в Москве, да еще в 5–10 мин пешком от метро, дешевле, чем за 19–20 тыс. в месяц, практически невозможно. 17 тыс. — очень подозрительно. Дешевле — зачеркивайте сразу.

И приступайте. Исходите из того, что вам будут врать в ответ на все вопросы: «Да, компания «Промстройбизнесинвест». Сайт? Временно на реконструкции. Холодильник? Конечно, есть, это ведь второй по важности предмет после унитаза. Хозяйка? Учительница немецкого языка, чудесная женщина. Нет, в тот же день вселиться нельзя. Как зачем ей два дня? Да, конечно, ей есть где жить, раз она сдает квартиру, но… Ей хватит одного дня! Устраивает?» и т. д. Когда надоедят подобные диалоги, сделайте предложение, которое не дает возможности увести разговор в сторону: «Встречаемся на квартире. У хозяина с вами договор, мне вас не обойти. Деньги со мной. Берете бланки, смотрим квартиру, едем к нотариусу, подписываем, расплачиваемся, я остаюсь в квартире. Дел на пару часов».

Куда ты денешься?

Почему власти не борются против «информагентств», деятельность которых полностью подпадает под определение мошенничества (ст. 159 Уголовного кодекса)? На ум приходят два ответа, которые вовсе не противоречат друг другу.

Первый ответ: а зачем? Ничего похожего на движение обманутых дольщиков не возникнет. К тому же съемное жилье — в значительной мере проблема приезжих. Они (белые, синие воротнички, а в большей степени даже черные) жизненно необходимы Москве. Нечто вроде германской или калифорнийской акции «День без гастарбайтера» это ясно продемонстрировало бы. Но не припомню ни одной речи столичных чиновников со словами благодарности иногородним и иностранным работникам. И ни одной речи без нескрываемого посыла: «Здесь вам не папин дом!» Ничего против «информационщиков» не должны иметь и солидные агентства недвижимости, ведь в конечном счете обманутый и морально подготовленный к солидным тратам клиент идет к ним.

Второй ответ: похоже, столичные и федеральные власти обратили внимание на очередной, кажется, четвертый (после ипотеки, многоэтажного и малоэтажного строительства) эликсир для нацпроекта «Доступное жилье» — доходные дома. Этот вид недвижимости действительно способен привлечь значительные инвестиции, ведь он сулит долговременный, надежный и не слишком хлопотный актив. Очевидно, привлекательность, рентабельность рынка доходных домов, принадлежащих крупным собственникам (девелоперам или муниципалитетам), в значительной мере зависит от состояния дел на смежном рынке — частного найма.

Мы вовсе не утверждаем, что властям города, решившим в течение нескольких лет построить десятки или сотни доходных домов, выгодна дороговизна и неустроенность рынка частного найма. И тем более не говорим, что им выгодна некоторая криминализация этого рынка, которая погонит соискателей жилья в доходный дом. Мы просто предполагаем, что борьба с этими явлениями не станет приоритетной для городских властей.

Автор Альберт Акопян "Квадратный метр".

1
28 февраля 2020 г.
716